Пятница, 03.05.2024, 13:18
Приветствую Вас Гость | RSS

г.Тольятти                                                                                    Сайт ТСЖ  ул. Автостроителей д.11А

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСТОРИЯ ОХРАНЫ
История частного охранного бизнеса в нашей стране столь же глубока, как и история самой России. Еще с конца 1 тыс. н.э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей, возникла необходимость обеспечения безопасности человеческой жизни и сохранности материальных и культурных ценностей, особенно в критические для народа и его государственности периоды.

Полулегендарная история образования в IX в. государства Рюриковичей выглядит, с точки зрения “Повести временных лет”, как сказ становление государственности через негосударственные структуры, сначала восточных славян грабил, кто хотел, — с востока “наезжали” хазары, с севера варяги. Когда же грабителей-варягов изгнали, то грабить начали уже не чужеземцы, а “свои” (“и восста род на род…”). Выходом из ситуации “войны всех против всех” стало приглашение в Новгород “варяжской бригады” Рюрика, которая постепенно ликвидировала более мелкие группировки других самостоятельных “авторитетов” (типа Аскольда и Дира) и монополизировала сбор дани, охраняя своих подданных (от слов платящих дань) от “наездов” других варягов и прочих “неразумных хазар”.

Таким образом, само наше государство родилось в процессе трансформации варяжских –гастролеров-охранников в оседлых защитников, а затем и во всеми признанную единственно законную власть. Эта историческая тенденция трансформации негосударственных структур в правоохранительные и защитные функции государства еще не единожды будет присутствовать в российской истории.

В конце 9 века наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной охраной и обеспечить безопасность товаров. Однако бесконечно так продолжаться не могло и купцы, иной торговый люд стали формировать свои охранные дружины для сопровождения караванов и грузов. Именно разбойники, по-современному криминальные угрозы, становились важнейшей причиной формирования негосударственной охраны. Сегодня отдельные исследователи МВД пытаются доказать что рост негосударственных структур безопасности не оказывает влияния на рост преступности в стране. Это не просто заблуждение, это попытка подменить сущность событий, так как рост преступности это результат неудовлетворительной деятельности, прежде всего правоохранительных органов, а затем уже ответная реакция общества в виде роста альтернативных источников безопасности и, прежде всего негосударственных.

Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусина, канаты.

В 11-13 веках сформировались межобластные хлебные рынки. Южная, Юго-Западная и Северо-Восточная Русь обеспечивали свои потребности в зерне за счет собственного производства, а его излишки сбывали в Северо-Западной Руси, где неурожайные годы случались гораздо чаще. Все эти коммерческие предприятия требовали организации и защиты как товаро-материальных ценностей, так и людей работающих в них.

Со второй половины 16 столетия, центром Северо-Восточной Руси становится Москва. Оживление предпринимательской деятельности наиболее ярко отразилось на развитии внешнеторговых связей. Первое место по доходности занял Крымский торговый путь. Купцы, торговавшие с Крымом в городе Суроже (ныне Судак) накопили большие богатства и именовались гостями - сурожанами.

Корпорация гостей - сурожан организовывала торговые предприятия. Сопровождаемые внушительной охраной караваны возглавлялись «головным гостем» - представителем богатейшей прослойки. Остальные сурожане называли друг друга «товарищами» или «складниками». Их главным товаром были меха соболя, горностая, рыси, куницы, белки. Большой редкостью в караванах являлись охотничьи птицы, моржовая кость. В Москву из Крыма привозились ткани, пряности, вина, ювелирные изделия, галантерейные товары.

Клиентами гостей - сурожан были в основном князья и их окружение, бояре. Представление о размерах капиталов купцов можно получить из документов, в которых зафиксированы случаи разбойных нападений. Наряду с упоминанием о сумме 1364 рублей (это составляла годовой бюджет удельного купечества), встречались и сведения о купеческом капитале, составлявшем около 1 тысячи рублей. Для сравнения отметим, что годовой заработок семьи крестьянина без вычета налогов не превышал 1 (!) рубля.

Могущество сурожан, авторитет их корпорации вызывали растущую обеспокоенность великокняжеской власти, стремившейся к подчинению себе представителей торгового сословия. Иван III (1440-1505 гг.) нанес три ощутимых удара по корпорации: стал переводить в Москву провинциальных торговцев, которые славились размерами оборотов; переселил в столицу также часть именитого новгородского купечества, а часть сурожан отправил в Новгород. Настоящим потрясением для сурожан стало перемещение торговых путей из Сурожа в Кафу, захваченную турками в 1475 г. Это стало началом заката корпорации.

Подобная практика государства ограничивать и подчинять негосударственные структуры в периоды их наибольшего расцвета, в том числе и охранные, будет прослеживаться и в дальнейшем. Рост состояния и численность, вооруженная охрана и экономическая и политическая независимость вселяли неуверенность в центральную власть, которая видела в этом, прежде всего угрозу самой себе.

Другой привилегированной частью купечества стали купцы суконного ряда - «суконщики», стоявшие на более низкой ступени социальной лестницы. Об этом говорит тот факт, что, в отличие от купцов - сурожан, к ним не употреблялся термин «гости». Основным предметом торговых операций являлось сукно. Князь, бояре, зажиточные горожане предпочитали носить одежду из дорогого сукна, производимого в Англии и Фландрии. Менее обеспеченным слоям населения приходилось довольствоваться более дешевыми и грубыми шерстяными тканями, ввозимыми из Германии и Польши.

Эти товары в основном поступали в Северо-Восточную Русь, особую роль играло посредничество ганзейских купцов, продававших оптовыми партиями свой товар москвичам. Помимо сукна, ввозилось серебро, необходимое для чеканки собственных монет, а также изготовления дорогих украшений и парадной великокняжеской утвари.

Купцы неоднократно на себе испытывали бремя обид и унижений. Так, в арсенале средств, использованных в Литве, было взимание проезжих и торговых пошлин, конфискация товаров под надуманными предлогами, а то и разбойные нападения. Поэтому охрана и защита товара и самих купцов становились потребностями времени. Купеческие торговые предприятия стали местом формирования негосударственных охранных и защитных структур. Так как не каждый купец мог содержать вооруженную стражу, сами охранники стали объединяться в дружины для сопровождения караванов.

Великокняжеская власть, в свою очередь, прилагала немало усилий с целью защиты торговых интересов купечества. Новгородско-литовский договор 1481 г. содержал статьи, в которых регулировались условия торговли и пребывания русских купцов. В договоре с Ганзой (1487г.) западноевропейские купцы были вынуждены взять на себя ответственность за компенсации купцам из России, подвергавшимся нападениям.

C древних времен функции охраны и правопорядка на Руси выполняли как созданные землевладельцами и фабрикантами органы самоуправления, так и сельские общины, взявшие на себя не только защиту земледельцев, но и полную материальную ответственность за результаты их деятельности и возможные последствия, а так же сотские, пятидесятские и десятские избираемые из местного населения.

Сотские, например, исполняли свои обязанности, как правило, безвозмездно, в порядке натуральной мирской повинности. Сотские не являлись должностными лицами сельского управления. Их ежегодно выбирали на сельских сходах из «достаточных и неподозрительных крестьян» – по одному от 100-200 сельских дворов. Наряду с этим сельским общинам разрешался наем сотских из благонадежных отставных нижних чинов.

В обязанности сотских входило надзирать за благочинием в селениях, наблюдать за чистотой воды в речках, принятием противопожарных мер, порядком при торговле. Обо всех происшествиях на вверенной территории сотский обязан был докладывать полицейским чинам. По сведениям МВД в 1886 г. В России насчитывалось 59021 сотских, на каждого из которых в среднем приходилось 156,9 дворов, или 488 душ. Только 18% общего числа сотских были грамотны.

В 1903 году в связи с осложнением криминальной и революционной обстановки в селах сотские были заменены вольнонаемными уездными полицейскими стражниками. Это еще раз подтверждает наше заключение о естественной трансформации негосударственных структур безопасности в государственные в процессе исторического развития как отзыв на новые социально-общественные явления.

Важную роль в обеспечении порядка играли и старосты, выбираемые для руководства небольшими административно-территориальными единицами и административными коллективами.

Институт губных и земских старост возник в середине 16 века, когда в результате проведенной реформы было введено губное земское самоуправление. Своеобразная система самоуправления существовала в 16 веке в Новгороде и Пскове. В Новгороде город делился на 5 старост, избиравшихся пятью «концами» города. Для решения наиболее важных дел, контроля за деятельностью старост создавались сходы городских жителей. В Пскове городскими делами ведала также коллегия городских старост, избиравшаяся сходом горожан и подотчетная ему.

После реформы 1861 года институт сельских старост был распространен на всех крестьян. Сельский староста был одним из должностных лиц сельского самоуправления. Он избирался сельским сходом и ему принадлежали как исполнительные, так и правоохранительные функции. За маловажные поступки староста имел право подвергать виновного общественным работам или штрафу.

Полиция как система органов надзора и принуждения начала создаваться только при Петре 1 в 1715 году, до этого правоохранительные функции возлагались на стрельцов, как вооруженную стражу и негосударственные (общественные) институты безопасности.

Может показаться на первый взгляд странным, но создание, развитие и угасание негосударственных структур безопасности на всех этапах исторического развития вызывалась общественно значимым интересом и реальной потребностью в обеспечении сохранности государства, собственности и безопасности личности.

Нет необходимости напоминать об особой роли народного ополчения Минина и Пожарского во времена великой смуты 17 века. По сути, народ, сформировав негосударственные вооруженные силы, встал на защиту целостности и независимости государства, как от внешних захватчиков, так и от внутренних казаков-разбойников. Подобные народные формирования будут возникать в периоды великих отечественных войн как 1918, так и 1941 годов. Государство быстро сумело рассмотреть конструктивную сущность и важное оборонное значение партизанского движения и приняло срочные меры к организации и координации действий этих структур, что способствовало победе в войне.

Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.

Известный предприниматель В. П. Рябушинский как-то заметил: «Родовые фабрики были для нас то же самое, что родовые замки для средневековых рыцарей». В этой фразе сконцентрировано все сущностное содержание российского промышленного развития, которое состояло в том, что фабрика, завод становились государством в государстве со своей правоохранительной системой, охраной, внесудебными органами и отличной от государственной социальной системой.

В дореволюционной истории России мы находим очень много различных форм негосударственных структур безопасности, зарождение и развитие которых было тесным образом связано с необходимостью защиты общества, имущественных и личных интересов.

С древних времен Русская земля подвергалась опустошительным нашествиям огня. В огне пожаров погибали не только деревни, но и целые города: Новгород, Псков, Владимир, Киев и другие. Москва выгорала частично или полностью около 60 раз. Выгорали города от поджогов, в результате войн и конфликтов, но главной причиной пожаров было неосторожное обращение с огнем населения, что при хаотичности застройки и исключительно деревянных строениях способствовало быстрому распространению огня.

Вышедший в 11 веке сборник законов «Русская правда» устанавливал следующие наказания за поджег; поджигатель и его семья обращались в рабство, а их имущество передавалось в казну. Судебник 1497 года предусматривал за поджег смертную казнь. В середине 16 века по указу Ивана Ш создается пожаро-сторожевая охрана, основу которой составляло население. Охрана городов от пожаров была возложена на всех без исключения обывателей, менее зажиточные несли эту повинность сами, а ”особы знатные” высылали своих слуг. На пожар обыватели обязаны были приносить ручной инструмент: крючья, топоры, багры, ведра. По ночам за порядком в городе и мерами пожарной безопасности следила городская стража. С середины 16 века на тушение пожаров стали посылаться стрельцы. Впервые в мире для борьбы с огнем стали использоваться воинские подразделения. Указом Александра I от 29 ноября 1802 года повелевалось приступить к созданию по примеру существовавшей уже тогда при полиции ночной стражи. К весне 1803 года при 11 полицейских частях из солдат внутренней стражи была сформирована постоянная пожарная команда. 24 июня 1803 года Император Александр I подписал Указ, в котором говорилось: ”...всех обывателей столицы от содержания пожарных служителей освободить и как ночных стражей, так равно пожарных работников ни от кого не требовать, а для тушения пожаров составить особую команду из солдат...”.

В городах, дежурства ночных сторожей постепенно трансформировались в профессиональные пожарные команды и дворницкие сообщества.

Институт дворников в нашей стране существует уже несколько веков. Первые дворники появились еще при Иване Грозном. И всегда были они людьми действительно важными, незаменимыми. О роли дворника в истории написано не так уж мало, особенно постарались русские и советские классики. Благодаря им, мы без усилий можем описать, как выглядел дворник начала 19 века. Это монументальная фигура с бородой, украшенная белым фартуком поверх зипуна, с бляхой - опознавательным знаком с указанием номера подконтрольной территории, и проницательным взглядом. Проницательность можно назвать отличительной чертой дореволюционных дворников, ибо именно им поручалось обеспечивать порядок в широком понимании этого слова. И эти мужики заправляли во дворе всеми делами, знали в лицо каждого жильца и были грозой извозчиков, непослушных детей и ночных гуляк. Ведь в обязанности дворников в то время входила не только уборка, но и охрана дома, наблюдение за его обитателями и многое другое.

Мало того, владельцы этой профессии считались официальными должностными лицами, людьми государственными.

В 1914 году дворники были даже награждены в числе других госслужащих медалями в честь 300-летия царствования династии Романовых.

В обязанности дворников также входило сотрудничать с околоточными, следить за сохранностью имущества, убирать парадные, следить за входящими и выходящими людьми - словом, управлять делами дома.

В словаре В. Даля написано: «Дворник - работник и сторож при всяком доме». Хотя дворники нанимались на работу не только государственными ведомствами, но и частными лицами, любой дворник фактически являлся внештатным служащим местной полиции. Все дворники должны были пройти обязательную регистрацию.

В Москве они в день поступления на службу являлись к участковому приставу для сообщения сведений о себе. В Петербурге правила были еще строже. Там дворники регистрировались в управлении полиции, то есть в уголовном розыске. При этом фиксировались фамилия, имя, отчество; адрес, по которому служит дворник; размер жалования, награды и взыскания по службе, аттестация местного пристава.

Должностные обязанности дворников России выходили далеко за рамки привычных сегодня дворницких обязанностей по поддержанию чистоты во дворах.

В прошлые времена дворники следили за соблюдением правил противопожарной безопасности, пресекали нарушения общественного порядка и способствовали исполнению норм паспортного режима в городах. В «Наставлении» 1855 года говорилось: «Дворники обязаны каждый день к вечеру осматривать в доме незапертые места… где только могут укрываться люди, пришедшие в дом со злыми намерениями. Дворники обязаны представлять в полицию людей, скупающих по домам бутылки, старое платье и прочее. Они должны строго соблюдать, чтобы не ходили по дворам и в дома татары с халатами, платками. Дворники обязаны содействовать местной полиции в надзоре: чтобы не оставляли без присмотра на улицах маленьких детей из их дома, и немедленно бы отводили их к родителям… чтобы не позволяли играть на улице пред домами в мячи, бабки, пускать бумажных змей; чтобы нищие не входили в дома просить подаяние, но задерживая таких, представлять их квартальному надзирателю. Дворники никому не должны дозволять против своих домов, курить на улицах трубки, сигары, папиросы.

Многие из пунктов наставления кажутся сегодня излишними. Но некоторые хорошо бы внести в современные инструкции и не только дворникам.

Особое внимание уделялось ночным дежурствам дворников.

В XIX веке было так: «Дворники и ночные сторожа обязаны были выходить на дежурство в назначенное для них полицией час и место, не ожидая напоминания, быть на дежурстве трезвыми и с дежурства не уходить. Охраняемый участок был из четырех домов. Дежурили с 1 июля по 1 августа – с 11 часов вечера до 5 часов утра, а в остальное время года с 8 часов вечера до 7 часов утра.

Если на участке случится взлом дверей, кража в окошко и воры не будут пойманы, то дежурный дворник подвергнет себя строгой ответственности.

Дежурные дворники обязаны:

а) следить, чтобы не было «наклеиваемо» где бы то ни было объявлений, афиш и т.п. без предъявления разрешения;

б) наблюдать, чтобы не было подбрасываемо каких-либо вредных предметов;

в) бдительно оберегать дома от пожаров; г) оказывать помощь внезапно заболевшим, получившим увечья и доставлять их в ближайшие частные дома;

д) а бессознательно пьяных передавать соседним сторожам или направлять в полицейский пост.

Задерживать и передавать полиции людей, замеченных в этих поступках, с помощью свистка. Если дворник подавал свисток, то должны были являться ему на помощь все соседние с ним дворники и сторожа. При оказании необходимой помощи все возвращались к своим местам.

Следя за порядком и безопасностью, т.е., выполняя свои должностные обязанности, дворники были отнесены к числу лиц, оскорбление которых при исполнении ими служебных обязанностей преследовалось наравне с оскорблением нижних чинов полиции.

Полиция и дворники понимали друг друга с полу взгляда. Большой интерес для современных исследователей представляют выписки из инструкций для дворников, в которых определялся порядок их взаимодействия, как между собой, так и с полицией. Этот опыт взаимодействия государственных и частных правоохранительных структур сегодня не только мало изучен, но и не востребован практикой.

История вынуждена повторяться, потому что в первый раз мы обращаем на нее слишком мало внимания.

Источник: http://03 декабря, 2007 | Валерий ПРАСОЛОВ | Взято с сайта: WWW.PSJ.RU

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (01.07.2010) | Автор: Ленок E
Просмотров: 1505 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Какова Ваша оценка работы ЧОП по охране порядка во дворе?
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0